Что такое NFT и почему они приносят миллионы
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
К примеру, 11 марта 2021 года JPG-файл со склеенными вместе пятью тысячами картин художника Beeple пустили с молотка за $69,3 млн в эфирах, то есть в криптовалюте Ethereum. Коллаж называется Everydays: The First 5000 Days. В него вошли все картины Beeple за последние 13 лет.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
NFT Покраса Лампаса купили за $29 тыс. По итогам аукциона художник заявил, что новый формат позволяет поддерживать авторские проекты и развивать криптоарт-комьюнити.
Но, кажется, не все художники воспринимают NFT всерьез. В начале марта блокчейн-компания Injective Protocol купила за $95 тыс. трафарет Бэнкси под названием Morons (White) и во время прямой трансляции сожгла эту работу. Затем ее превратили в NFT и выставили на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Что строили в древности
Конечно же, храмы, соборы и церкви. Техника и организация стройки в древности неохотно менялись. Поэтому, например, стройка эпохи Возрождения практически не отличалась от средневековой. Как строилась монументальная готическая церковь, мы можем увидеть глазами известного европейского художника Антона Мюллера (1563-1611). Его картина «Воздвижение храма», написанная в 1602 году, представлена в Гданьском Национальном музее.
Мюллер – человек эпохи Возрождения, и его картина может дать представление о строительстве храмов не только своей, но и предшествующей эпохи. На картине изображено несколько сцен, по которым можно увидеть, кто строил, какие работы проводились, в какое время. На переднем плане мы видим группу людей в восточных одеждах, если приглядеться, лица у них повидавшие жизнь – нередко величайшие соборы были построены грешниками, среди которых могли быть грабители и убийцы.
Художник не показал все этапы постройки позднеготического здания, мы не узнаем, как были заложены фундаменты, как именно возведены башни. Однако мы видим строительные леса, покрывающие почти всю конструкцию: они были уложены на балках, соединенных с одной стороны пеньковыми веревками к вертикальным опорным столбам, а с другой стороны – опирающимися на углубления стен.
А теперь немного наведем зум. Кто эти люди?
Да, это каменщики строят еще очередной столб. Один мастер готовит кирпич, другой – тот, что в середине – наносит раствор, третий – штукатурку. 5 веков спустя мало что поменялось.
Но главным строительным сюжетом для художников Возрождения был, конечно, Вавилон. Строительство Вавилонской башни много раз было изображено художниками, но самым известным воплощением этого сюжета стала картина Брейгеля-старшего – «Вавилонская башня» (1563).
Можно предположить, что развитие строительной техники художник показал с помощью композиции: приглядитесь, на переднем плане – ручной труд, далее мы видим длинные жерди для перемещения каменных плит, а затем идут все более мощные и масштабные инструменты, вплоть до подъемных кранов. Но масштаб картины будто намекает на тщетность ничтожных человеческих усилий. Здание напоминает римский Колизей и, на первый взгляд, кажется хорошо спроектированным, но если долго всматриваться, не отрываясь, то создается впечатление, что конструкция вращается, будто бы движется и наклоняется. Это не случайность: Брейгель был увлечен движением и использовал такой прием во многих своих картинах. «Вавилонская башня» хранится в Музее истории искусств в Вене, размеры холста вполне внушительные: 114×155 см.
Говоря о живописи Возрождения, нельзя не упомянуть итальянцев. И здесь перед нами разворачивается подробнейшее полотно Пьеро ди Козимо «Строительство дворца» (1515-1520).
Эта загадочная картина, принадлежавшая семейству Медичи в XVII веке, была заказана Гильдией мастеров камня и дерева (а попросту – строителей) может стать предметом исследования историков о том, как разворачивалось строительство идеализированного ренессансного дворца. Почему загадочная? Найдите на картине: строительный подъемник, цех распиловки, площадку для замеса бетона, и, конечно же, разгрузку только что прибывшего античного самосвала с камнем для внутренней отделки. Сейчас картина находится в Художественном музее Ринглинга в Сарасоте (Флорида, США).