Настенная живопись. Краткая история
Настенная живопись. Краткая история
Древние люди положили начало техники настенной росписи более 18 тысяч лет назад, когда в их распоряжении были только натуральные «краски».
Ярким примером являются наскальные рисунки на стенах испанских пещер Альтамира. Несмотря на то, что человеку была доступна толоко очень ограниченная палитра цветов, это не помешало ему создавать красочные изображения. Конечно краски создавались из естественных материалов: уголь, марганец, охра, кровь и разводились водой или животным жиром.
Следующим шагом в развитии настенной росписи стало строительство храмов, где художники могли реализовать различные техники живописи и создать единую композицию.
Настенная живопись: где, как и для чего применяется
Настенная живопись: где применяется и какие техники используются?
С древнейших времён, ещё в эпоху правления фараонов Древнего Египта, была популярна роспись стен. В качестве вида отделки использовалась фреска.
Именно она послужила началом для развития такого явления, как настенная живопись. Это роспись стен, когда художник рисовал по сырой штукатурке натуральными красителями.
До момента застывания ее у него было порядка 10-20 минут. Если он не успевал закончить элемент, кусок срезался и начиналось все заново.
Такая сложная и многослойная живопись дошла до наших дней в храмах и церквях. Часть цветов, такие как зеленый и синий наносились уже поверх застывшего рисунка. Во многом она претерпела изменения в виду усовершенствования материалов и приобрела несколько значимых направлений
Задачи настенной живописи в современном дизайне
Если раньше украшенные рисунками стены свидетельствовали о богатстве хозяина дома, то сегодня такая стена приобрела иную функцию. Живопись на стене в квартире теперь используется для создания уникального и оригинального интерьера. Художники расписывают не только стены, но и потолки и многое другое для придания пространству индивидуальности.
Живопись на стене используется в городских квартирах, загородных домах, в офисах, гостиницах, кафе, банках, клубах, детских садах, школах и прочих заведениях.
Живопись на стене решает не только эстетические задачи, но также и практические:
- маскирует дефекты поверхности: неровности, трещины, сколы, бугры, вмятины;
- визуально выпрямляет геометрию и исправляет непропорциональность комнаты;
- зрительно уменьшает или увеличивает пространство помещения.
Какую технику используют?
Как называется настенная живопись?
Сегодня её обозначают несколькими понятиями:
- фреска – создание рисунка на влажной штукатурке, давно минула в прошлое, но есть техники, имитирующие ее.
- граффити – рисунки, выполненные краской в аэрозолях, а также с помощью краскопульта и аэрографа. Сегодня граффити на стенах создаются не только на улицах, но и изнутри помещения, они придают ему оригинальность, яркость.
- ручная живопись кистями с помощью акриловых красок;
- трафаретная роспись- нанесение рисунков по средствам специально изготовленных вручную декоративных трафаретам или купленным в магазине. Прекрасный вариант для самостоятельного нанесения живописи на стену простой сложности без привлечения художника.
Среди популярных техник стоит отметить и аэрографию. Для неё используют специальный инструмент – аэрограф. Он позволяет распылять краску в нужном художнику количестве. Краскопультом красят масштабные поверхности, например, делают прокрас неба или больших кусков в один цвет.
Обычно такой метод создания настенной живописи в интерьере применяют для прорисовки объёмных изображений. Краска может наноситься на любую поверхность, даже на бетонную. Живопись долго держится и не смывается, быстро высыхает и не выделяет неприятный запах.
Какие краски используются в настенной живописи?
Для настенных рисунков чаще всего используют акриловые краски. Они могут быть как в виде водных растворов для аэрографа, так и в виде интерьерных строительных или художественных банках и тубах. Также есть колеры. Прекрасно смешиваются между собой. Художественные краски более дорогие, долговечные и с более мелким зерном.
Они придают изображению воздушность. С их помощью легко удаётся создавать тени и игру света, насыщенные цвета и любые оттенки. Акриловые краски быстро высыхают и не пахнут, экологичны и безопасны для здоровья. Если потребуется, можно их будет легко перекрыть и нанести новый рисунок или доработать старый.
Если вы хотите сделать рисунок собственными силами, то советуем прочитать статью: «Роспись стен своими руками».
Цены на настенную живопись
Если же вы не уверены в своих способностях, то имеет смысл обратиться в нашу дизайн-студию ArtSten, где профессиональные художники выполнят для вас рисунок в нужной вам технике на любой поверхности в разных стилях.
Мы даем гарантию 5 лет на наши услуги, цены приятно порадуют.
Вид живописи | Цена за м2 |
Стены | от 1500 руб. |
Потолки | от 2500 руб. |
Мебель | от 4000 руб. |
Бытовая техника | от 4000 руб. |
Флюорисцентная и светящаяся роспись | от 4000 руб. |
Высота свыше 3 метров | +15% |
Сжатые сроки | +20% |
Есть скидки на большие метражи ( на простые рисунки цены от 800 руб.). Работают с юридическими и физическими лицами. Минимальный заказ 6000 руб.
За подробностями и расчетом обращайтесь по номеру телефона на сайтте или заполните заявку расчета стоимости.
Технология изготовления декоративной штукатурки
Сама технология фрески основана на естественном свойстве извести при высыхании превращаться из жидкого вещества в коллоидно-кристаллическое. Тем самым известь впитывает в себя краски и обеспечивает их долговечность.
Основой штукатурки для написания фресок является известь. Поэтому ее важно подбирать самого высокого качества. Известь для штукатурки «гасится» обычной водой. В емкость нужно налить воду, после чего постепенно всыпать туда известь. Действовать нужно осторожно. Известь имеет свойство нагреваться при «гашении».
После того, как известь «загашена» ей нужно дать настояться в воде как можно дольше. В идеале она должна настаиваться год, но при отсутствии достаточного времени, допускаются отклонения от этого срока.
После того, как известь подготовлена в нее добавляются наполнители. Для штукатурки под сырую роспись применяют следующие наполнители:
- кирпичная крошка или иначе — мелкий «бой кирпича». Такой наполнитель за счет свойств кирпича позволяет медленнее высыхать, что незаменимо для росписи по сырой штукатурке. Помимо этого, сам замедленный процесс высыхания позволяет краскам проникать глубже к основанию.
- речной песок. Из-за разноразмерности речной песок обеспечивает максимальную плотность штукатурки, что делает ее наиболее прочной после высыхания.
- льняное волокно или рубленая пенька. Придают штукатурке дополнительную эластичность. Благодаря этому штукатурка становится более устойчивой к небольшим деформациям.
Наполнитель добавляется к уже подготовленной настоявшейся извести. Вся масса тщательно перемешивается до однородности.
Посмотрите примеры использования фресок на стенах в интерьере квартиры или дома (кликайте по фото для слайд-шоу):
Стенная живопись по сухой штукатурке
Для художественного оформления интерьеров жилых помещений, загородных коттеджей, вилл, а также различных офисов, ресторанов, баров, кафе, спортивных и развлекательных учреждений в последнее время в качестве живописной техники всё чаще стала применяться напоминающая внешне фрески стенная живопись по сухой штукатурке. Такая стенная роспись, конечно же, стоит недёшево, так же и венецианская, и мозаичная штукатурки, однако, как говорится, в этом случае «овчинка стоит выделки». Настенная живопись по сухой штукатурке, кстати, достаточно широко применяемая и при наружном оформлении различного рода зданий и сооружений, по своему внешнему виду, действительно, очень напоминает фрески, отличаясь от последних только лишь техникой исполнения. Фресковая живопись (настоящая фреска «buon fresco»), как известно, представляет из себя нанесение красок только на сырой материал, сырые стены, а «fresco a secco», что с итальянского означает «фреска по сухому», предполагает нанесение специально подготовленных красок непосредственно на сухую штукатурку. Фрески появились ещё в античном мире, более четырёх тысяч лет назад. Техника «аль-секко», то есть нанесение фресок на сухой материал, появилась значительно позже — в XIII веке. Привычные для нас фрески мы встречаем в качестве обязательных украшений наружных и внутренних стен церквей, монастырей и других христианских храмов, каких-либо иных сооружений, сохранившихся до наших дней.
В современном же мире наибольшее распространение получила именно техника «альсекко», поскольку, основанная на использовании красок на растительном клее, на водной основе, яичном желтке, смешанными с известью, она намного лучше противостоит агрессивной в экологическом плане природной среде и загазованности воздуха. При нашей экологии приготовленные таким способом краски долгие годы не теряют своего первоначального цвета, своей яркости и сочности, а созданная художниками-оформителями композиция смотрится как новая даже по прошествии длительного времени. Не секрет, что каждому человеку хочется оформить свой дом и свое жилище по-особенному: так, чтобы они всегда «радовали глаз», чтобы в оформлении интерьера квартиры или загородного дома была какая-то своя особенность, неповторимость, так сказать, своя изюминка. Необычный, подобранный опытным художником или дизайнером сюжет изображения, которое будет основой стенной живописи вашего дома или коттеджа, способен полностью изменить облик вашего жилища. С помощью «альсекко», выполненного на высоком художественном уровне, можно создать законченный и целостный образ вашего жилого помещения, разбив его, при необходимости, на функциональные зоны, расширив и увеличив небольшое пространство самого помещения, создав, таким образом, удивительный и неповторимый интерьер вашего дома, в уникальности которого можно не сомневаться. Это же полностью относится и к оформлению нежилых помещений, таких как кафе, бары, рестораны, развлекательные заведения, спортивные учреждения и т.п. В качестве сюжета стенной живописи по сухой штукатурке может быть использована урбанистическая, то есть городская, тематика для офисов, застольная или питейная тематика — для ресторанов и кафе, спортивная — для спортивных клубов, пейзажи и абстракции — для жилых помещений и загородных вилл. Безусловно, выбор сюжета для настенной живописи во многом зависит от вашей фантазии и, конечно же, от ваших возможностей. Любую вашу задумку воплотят в жизнь креативные мастера своего дела, имеющие огромный опыт в росписи стен как внутри, так и снаружи различных зданий.
Роспись по сырой штукатурке своими руками, поэтапная технология
Технология живописи по сырой штукатурке поддерживает естественные свойства извести в процессе высыхания переходить из жидкого состояния в коллоидно-кристаллическое вещество. В чем заключается сущность росписи? Известь, являясь основой штукатурного фона, в процессе реакции гасится водой, одновременно впитывая в созданный слой нанесенную краску.
Поэтому, увлажнение стены при росписи обязательно.
как сделать роспись собственноручно
Технологический цикл живописи состоит из этапов:
• специфичная подготовка поверхности
• нанесение слоев штукатурки с обязательным высыханием предыдущего слоя
• подготовка рисунка для живописи и нанесение его на поверхность
Технология росписи по сырой штукатурке многослойная. Количество накладываемых слоев составляет от 4 до 7. Подготовке стен к последующей росписи уделяют особе внимание.
выбор расположения рисунка
Будущий рисунок предпочтительнее расположить на свободной стене. Не помешает предварительно сделать эскиз размещения с уточненными размерами рисунка относительно высоты стены. Расположение рисунка возможно в нише и в простенках рядом с дверью или окном. Приветствуется естественное освещение будущей фрески.
подготовка стен к росписи
Скажем откровенно, подготовленная к росписи стена должна иметь неприглядный вид: неглубокие щели, выбоины с рваными краями и пазы. Все это необходимо для хорошего сцепления наносимых слоев с основанием. Стену портят с использование насадок перфоратора и молотка.
нанесение штукатурных слоев
Раствор штукатурки под роспись готовят с использованием кирпичной крошки и извести. Для приготовления штукатурки добавляют известь и гасят большим количеством воды до прекращения реакции.
• базового слоя — 1 часть известь, 3 части наполнителя,
• лицевого слоя — 1 часть извести, 2,2 части наполнителя.
Первый слой наносят толщиной от 2 до 4 см без затирки, оставляя грубые неровности на поверхности. Первые слои являются грунтовочными, поэтому их толщина более высокая. Сушка грунтовочного слоя составляет от 12 суток. Наносимые последующие слои более тонкие.
После окончательного высыхания всех слоев, последний лицевой слой увлажняют и начинают выполнять роспись.
Полезные советы
Грунтовочный слой для лучшего сцепления со стеной необходимо уплотнить. Для этого можно использовать плотные плоские предметы, которыми слегка простукивают нанесенный слой в процессе высыхания. Затем перед созданием следующего слоя наносят неглубокие вертикальные и горизонтальные линии. Последний слой должен иметь толщину от 1 до 3 мм и содержать просеянный кварцевый песок.
подготовка рисунка для живописи
Новичкам рисунок для росписи рекомендуется подбирать несложный с использованием нескольких цветов. Это может быть небольшой орнамент с выраженными тенями и полутенями. Сами того не замечая, вы изучите технику en grisaille.
Постепенно, усложняя рисунок, можно переходить к «букету в разброску» и картинам с перспективой.
Выбранный рисунок наносят на стену методом припорашивания.
Подготовленный рисунок на бумаге разрезают на отдельные фрагменты, одинаковые по размеру и рассчитанные на одиночный сеанс живописи. Контур эскиза переносят на свеженанесенную штукатурку с использованием иглы методом выдавливания или прокалывания.
Создать контур рисунка на стене можно с использованием диапроектора или эпидиаскопа.
Полезные советы, как сделать копию картины, показано в видео.
нанесение краски
Перед началом нанесения краски на рисунке, расположенном на стене, определяют осевую линию (линию равновесия). Первый маховый мазок при кистевом письме на плоскости начинают с крупных элементов и цветов. Затем постепенно переходят к меньшим элементам рисунка.
Своеобразие техники нанесения краски по сырой штукатурке заключается в первоначальном нанесении светлой краски, затем краски средник оттенков и самых темных. По мере нанесения светлого тона к более темному тону, краска впитывается в свежий штукатурный слой и немного блекнет. Поэтому после первого нанесения краски необходимо пройтись по рисунку и прокрасить темными красками, затем средними тонами и по окончании росписи светлыми.
Следующим этапом нанесения краски является световая моделировка: тоновая и теневая. Техника моделировки заключается в раскрытии фона рисунка или орнамента, создании падающих теней и подложки. Прокладка основных тонов создает плотность рисунка. Следующим этапом является процесс подмалевки и лессировки.
На этапе подмалевки подкрашивают и акцентируют динамику рисунка посредством светлого лессирующего слоя. В заключение процесса росписи фрагмента «по сырому» делают бликовку и прорисовку (чертежку).
Переход от каждого участка росписи к краю незаполненного фрагмента аккуратно срезают ножом и разглаживают до исчезновения шва. На новом фрагменте роспись повторяют идентично предыдущему.
Полезные советы
Известно, что для создания фрески и росписи всегда востребованы опытные мастера и специалисты.
Дороговизна краски и не менее дорогих крупных колонковых кистей для рисования должна заставить задуматься, а стоит ли игра свеч и в состоянии ли вы воспроизвести правильно рисунок. Не скроем, что живопись и роспись интерьера доступна состоятельным людям.
Содержание
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «альсекко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.
В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).
В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника [1] . Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.
Античная фреска
По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска [2] .
Византия
Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 годы нашей эры) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.
Древняя Русь. Россия
Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.
Итальянская фреска
Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.
Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (около 1295). Ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто [3] . Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью альсекко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку, довольно быстро закрепляются и у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с альсекко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.
После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако; он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки, варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини, интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался [4] .
Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут, довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются; для того чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описана Леоном Баттистой Альберти; возможно, старые мастера пользовались ей по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.
С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.
XVIII—XIX века
Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.
Краткий исторический экскурс
Нанесение всевозможных наскальных изображений зверей, птиц, сцен охоты, выполненных в виде примитивных контурных рисунков, было распространено еще в пещерных жилищах древних людей. Уникальные образцы наскального искусства, датируемые эпохой палеолита, являются ярчайшим проявлением мировоззренческой сущности и творческой художественной фантазии древнего человека.
Следующим этапом развития настенной живописи стал расцвет античного и египетского искусств, свидетельствующих о значительной художественной одаренности великих народов. Древнейшие культуры мира оставили после себя величественные храмы, дворцы и пирамиды, украшенные уникальными настенными рисунками, фресками, поражающими своей грандиозностью, орнаментальностью и великолепием.
В эпоху Возрождения превалирует фресковая живопись, в которой работали знаменитые живописцы Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джотто и другие. Их бессмертные шедевры, выполненные в технике настенной живописи красками по свежей штукатурке, восхищают мастерством, идеальной гармонией композиций и возвышенной красотой. Также в данный период зарождается альфрейная роспись, предполагающая создание изображений в технике настенной живописи по высохшей штукатурке.
Эпоха Барокко, пришедшая на смену Ренессанса, принесла в искусство фантастическую декоративность, театральность, преувеличенную экспрессивность и броскую цветистость. Декоративная роспись в эпоху барокко, совмещающая реальность с фантазиями, насыщенные краски с экспрессивной динамичностью и контрастностью, поражает воображение торжественностью и жизнеутверждающим характером. Она была призвана прославлять богатство, создавать иллюзию роскоши, подчеркивать статус владельцев.
Стенная живопись по стенной штукатурке
Больше примеров моих скромных работ смотрите
в видео-подборке
Знаете ли вы, что настенная роспись пришла к нам еще из древности: все народы во все времена украшали свои дома изображениями природы, животных и птиц, а также бытовыми сценами. А в средние века такая техника стала очень популярной при оформлении церквей. В тот период были созданы самые выдающиеся произведения стенописи, над которыми работали всем известные сегодня мастера Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и другие. Шли столетия, техники этого вида искусства становились все более совершенными, появлялись новые материалы для нанесения изображений. На сегодняшний день такой способ декорирования помещений уже не является чем-то необычным и часто встречается как в жилых домах, так и в государственных и общественных заведениях. В этом разделе мы поближе познакомимся с тем, что представляет из себя настенная роспись, а также почерпнуть идеи декора своими руками, которые в дальнейшем вы сможете воплотить в своих домах:)
Технологии и техники росписи
Существует несколько традиционных технологий нанесения изображений на стены. К ним относятся:
- Роспись стен масляными, акриловыми и темперными красками.
- Фрески a secco, выполняющиеся по высохшей штукатурке.
- Фрески affresco, выполняющиеся по свежей штукатурке.
К тому же существует как традиционная техника росписи стен, которая подразумевает нанесение красок художественными кистями и флейцами, так и более современные варианты. Например, краску можно нанести на стену при помощи аэрографа либо использование краски с флуоресцентным эффектом. Сегодня большой популярностью пользуется настенная роспись, создающая различные имитации, еще называют это Тромп лей/trompe l’oeil/ или Роспись обманка.
Это может быть что угодно: выход в сад с террасы, окно с видом на море, ниша в стене с вазой. Примеры таких работ вы видели верху на этой странице.. Изображения могут выглядеть настолько реалистичными, что зачастую может показаться, что предмет настоящий. Иллюзия обмана, другими словами! Ну а с имитировать можно практически все : натуральное дерево, мрамор, металл, камень.
Немного об альфрейной/ настенной росписи
Альфрейная роспись выполняется по сухой штукатурке и представляет собой вид живописи, позволяющий имитировать лепнину, объемные орнаменты и изображения. Для нее используются акриловые, темперные и масляные краски, перламутр, венецианская штукатурка. С помощью такой техники росписи стен можно создавать как лаконичные рисунки, так и по-настоящему роскошный дизайн.
Представьте только, что при помощи росписи стен можно даже визуально расширить помещение и поднять потолок, создать в нем атмосферу различных стран и времен Заманчиво звучит, правда?
Альфрейная роспись бывает:
- Полихромная — применяется вся цветовая палитра, а в качестве изображений могут выступать самые разные орнаменты, растения, фигурки.
- Монохромная — техника росписи стен используется для создания одноцветного изображения. Используя различные оттенки, художник может создать не только удивительные орнаменты, но и целые сюжеты.
- Гризайль — вид техники, который имитирует лепнину и архитектурные элементы. Чаще всего для создания таких рисунков используют серые и коричневые оттенки. В принципе, это тоже монохромная роспись своего рода.
С точки зрения композиций альфрейная роспись классифицируется по трем типам: орнаментальная, сюжетная и роспись лепнины. Первый вариант подразумевает изображение абстрактных элементов и ритмичное чередование узоров. Сюжетная позволяет создавать композиции, имеющие самую разнообразную тематику: природную, историческую, сказочную. Роспись лепнины – это работа с архитектурными элементами, сохраняющая их композицию и придающая более эффектный вид. Альфрейная роспись отлично смотрится в интерьерах самых разных стилей. Главное, правильно подобрать изображения, которые будут органично выписываться в окружающую обстановку и сочетаться с другими элементами дизайна. Необязательно они должны быть яркими и броскими: орнаменты могут быть едва заметны, но в то же время подчеркивать общий стиль интерьера и выгодно выделять его основные преимущества.
Если вы хотите сделать свой интерьер ярким, необычным и индивидуальным, без хорошей фантазии художника и вашего личного вкуса и предпочтений не обойтись! Надо сказать, что роспись обманка — особый вид искусства. Благодаря данному виду техники росписи стен можно кардинально изменить любое пространство, визуально его расширить, скрыть неудачные моменты в планировке или спрятать нежелательные элементы. Пределов для полета фантазии в этой области практически не существует:)
Стили настенной росписи
Роспись стены своими руками можно выполнить в любом стиле, который вам больше по душе. Никогда не теряет актуальности классика, основными чертами которой являются прямолинейность, сдержанность, простота. Главное, роспись должна быть гармоничная и максимально симметричная. Для его воплощения обычно используются пастельные спокойные тона. Преимущество классики заключается в том, что она может сочетаться с современными материалами и элементами декора, и при этом не потерять своего основного направления стиля. Модерн или ар нуво – стиль, вобравший в себя живые абстрактные формы.
Настенная роспись обычно представляет собой сложные изображения, написанные природными цветами и оттенками. Чаще всего это затейливые растительные орнаменты, сказочные существа, невероятного вида цветы. Все в этом стиле одновременно очень просто, но, в то же время, изящно. Многие предпочитают осуществить роспись стены своими руками в стиле барокко. Ему характерны сложные витиеватые орнаменты и узоры, объемность, пышность и роскошь. Чаще всего используются самые яркие краски, а наиболее распространенными изображениями являются большие цветы, листья, деревья. Данный стиль позволяет создать в помещении богатые интерьеры, схожие с теми, которые можно встретить в аристократических дворцах. Красиво смотрятся изображения, выполненные в стиле ампир. Он также олицетворяет собой роскошь и помпезность, а в качестве основной цветовой гаммы преобладают богатые цвета: золотой, пурпурный. Стиль ампир предполагает наличие многочисленных деталей, лепнины и орнаментов, поэтому очень часто именно при его создании используется альфрейная роспись
Друзья, спасибо что нашли пару минут для чтения, желаю вас творческих успехов и замыслов