Стоять смирно: клиентов каршеринга накажут рублем за плохую парковку
Стоять смирно: клиентов каршеринга накажут рублем за плохую парковку
Автовладельцы часто жалуются: пользователи каршеринга норовят оставить наемную машину где попало. Именно поэтому оператор каршеринга «Делимобиль» ввел штраф в 3 тыс. рублей для пользователей за парковку в неположенных местах. Наказывать собираются тех, кто перекрывает проезд, бросает машины на тротуаре или детской площадке. Как другие операторы борются с этой проблемой и как не получить штраф случайно, выясняли «Известия».
Где посмотреть размер штрафов ГИБДД для каршеринга? Какие штрафы в России?
Штрафы ГИБДД для каршеринга – там же, где и штрафы для всех, кто выезжает на дорогу, в правилах дорожного движения, свод которых официально утверждается правительством Российской Федерации. С тех пор как Советский Союз принял единые правила дорожного движения (1 января 1961 года) и женевскую «Конвенцию о дорожном движении» (8 ноября 1968 г.), ПДД в нашей странице унифицированы, во многом соответствуя общемировым.
Впрочем, штрафы, несмотря на общее единство правил во многих странах мира, сильно разнятся. В сегодняшней России многие специалисты называют их одними из самых щадящих в Европе. Актуальный прейскурант можно найти в специально выпускаемых брошюрах ПДД и КоАП РФ (Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации), в приложениях для мобильных устройств или ознакомиться с ними на проверенных интернет-сайтах – например, официальный сайт ГИБДД, «Консультант Плюс».
Для пользователей каршеринга важно помнить: размер штрафов ГИБДД и тонкости правил могут меняться. О них обязательно сообщается заблаговременно – этого требует отечественное законодательство. Обычно первыми анонсируют изменения государственные информационные органы – телеканалы «Первый» и «Россия 1», печатное и электронное издание «Российская газета», а также другие. Если вы скачали популярное приложение с ПДД, не забывайте принимать обновления – почти все они связаны именно с изменениями.
Минимальная мера наказания, которую инспектор ГИБДД может применить – это предупреждение (как правило, за несущественные нарушения), а в денежном эквиваленте минимальный штраф составляет 500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге отдельные штрафы ГИБДД могут быть выше – клиентам каршеринга следует проявлять больше внимательности в столицах России. Злоупотребление может приводить к повышенному наказанию, а в худших случаях следует лишение прав (в том числе пожизненное), и даже имеет место уголовная ответственность.
Знак кирпич, исключения
Итак, инспектор ДПС вменяет проезд на кирпич. Прежде чем признавать вину и подписывать протокол (постановление), следует проанализировать ситуацию. При этом следует помнить, что:
- у въезда на дорогу, где имеется одностороннее движение транспорта, со стороны прилегающей территории должен быть предписывающий знак «Выезд на дорогу (проезжую часть) с односторонним движением»
- дороги с встречным движением лишь в одну сторону подлежат обозначению знаками «Конец (Начало) дороги с односторонним движением»;
- выезд на дорогу, где осуществляется движение исключительно в одну сторону, должен запрещаться знаком «Въезд запрещен».
Следуя ПДД, за въезд под кирпич (знак 3.1) следует административное наказание, при этом действие этого знака не распространяется на маршрутные транспортные средства. То есть, на автомобиле проехать под знак 3.1 нельзя, а за рулем маршрутного автобуса, двигаясь по выделенной полосе, можно.
Если дорожные знаки нарушают требования обязательного стандарта, то водитель не должен нести наказание за проезд под кирпич. Например, знак может быть загорожен припаркованной фурой, плохо виден из-за листвы деревьев и т.п. Когда инспектор неправомерно пытается привлечь водителя к ответственности за проезд под кирпич, следует сделать в протоколе соответствующую запись.
На вынесенное сотрудником ДПС постановление можно затем подать жалобу. Ее рассматривает вышестоящий орган (должностное лицо) или районный суд, находящийся в месте рассмотрения правонарушения. На обжалование отводится 10 суток. Если период обжалования закончился, а вы не подали жалобу по уважительной причине (командировка, болезнь и т.п.), то срок может быть восстановлен. Для этого потребуется подать соответствующее ходатайство, приложив к нему доказательства уважительности причин пропуска периода обжалования.
Штраф за движение под «кирпич» и скидки при уплате
Штрафные санкции за нарушение предписаний знака «Въезд запрещен» варьируются от 500 до 5 тыс. рублей в зависимости от тяжести нарушения.
Наименьший штраф в размере 500 рублей предусмотрен за проезд под знак «кирпич» на автозаправочных станциях, при въезде на парковки (как подземные, так и наземные), на подъездах к поликлиникам, больницам и другим госучреждениям. То есть в случаях, когда факт движения по встречной полосе в том виде, в котором его трактует ПДД, отсутствует. Вместо штрафа за данное нарушение водителю может быть вынесено предупреждение. Данное правонарушение регулируется частью 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
Следующим по тяжести является нарушение в виде въезда на полосу, предназначенную для передвижения маршрутного и общественного транспорта. За игнорирование предписаний запрещающего знака при таких обстоятельствах согласно ч. 1.1 ст. 12.17 КоАП РФ грозит штраф в размере 1,5 тыс. рублей. Если правило было нарушено на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга, за въезд под «кирпич» штраф берётся по ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ и увеличивается до 3 тыс. рублей.
Самым серьезным и опасным для жизни участников дорожного движения считается выезд автомобиля на встречную полосу под «кирпич». За создание такой аварийной ситуации для водителей штрафная санкция определяется ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ и составляет 5 тыс. руб. Исполнение наказания за первое правонарушение не освобождает от ответственности за последующее несоблюдение ПДД. Если повторное нарушение было зафиксировано на средства фото- и видеосъемки, согласно ч. 3.1 ст. 12.16 тот, кто проехал под знак, получит штраф на такую же сумму.
Для уплаты штрафа за нарушение предписаний знака «Въезд запрещен», как и для большинства штрафов за правонарушения в области ПДД, ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрен двадцатидневный льготный период, во время которого водитель имеет право на скидку 50 % от назначенной в постановлении суммы. Исключением является повторное совершение правонарушения с выездом под «кирпич» на полосу встречного движения. В данном случае водителю придется заплатить полную сумму штрафа.
Кто решает штраф или лишение
Ч. 1 ст. 23.1. Закона устанавливает, какие дела находятся в компетенции судебных структур.
Так, установлено, что судебные инстанции имеют исключительное право выносить итоговый вердикт при совершении автолюбителем нарушения, указанного в ч. 3.1. ст. 12.16.
Закона, то есть за снова (в течение года) совершенный выезд под “кирпич”, повлекший езду по автотрассе с односторонним движением в противоположном общему потоку направлении. Исключением является случай, когда этот проступок зафиксирован камерой.
Ч. 2 ст. 23.1. Нормативного Акта определяет случаи, когда вердикт по делу будет выноситься судьей в случае, если соответствующие документы на рассмотрение будут переданы должностным лицом.
В список, указанный в данной статье, входит нарушение по ч. 3 ст. 12.16. Закона, то есть выезд (не повторный) под “кирпич” по “встречке” на однонаправленной дороге.
Итак, к какому выводу мы пришли:
- если санкция статьи предусматривает наказание только в виде штрафа, размер штрафа (если есть его пределы) определяет непосредственно должностное лицо – то есть сотрудник дорожной полиции;
- если санкция предусматривает наказание в виде штрафа или аннулирования ВУ, будет ли штраф или лишение также определяет инспектор, но именно срок лишения будет определять суд; если же инспектор выбирает штраф, то его размер в пределах санкции определяется “на месте”;
- если санкция предусматривает безальтернативное аннулирование прав, дело сразу же передается в суд.
Правила движения задним ходом
Рассмотрим пункт 8.12 правил дорожного движения 2021 года:
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Итак, движение задним ходом разрешается только в том случае, когда оно не создаст помех другим автомобилям, мотоциклам, пешеходам и прочим участникам дорожного движения.
Из этого пункта можно сделать очень простой вывод. Если в процессе движения задом автомобиль оказался участником дорожно-транспортного происшествия, то виновником ДТП является водитель, нарушивший требования пункта 8.12.
Естественно, в случае столкновения не нужно сразу же опускать руки. Попробуйте найти нарушения в действиях другого водителя.
Например, он может превысить установленную скорость движения.
Однако нарушение второго участника не снимает ответственности с водителя, который ехал задом.
В случае сложной дорожной ситуации пункт 8.12 предлагает воспользоваться помощью других лиц, в качестве которых могут выступать как пассажиры автомобиля, так и проходящие мимо пешеходы. При этом никаких комментариев по поводу использования помощи других лиц не приводится.
На практике можно попросить пешехода проследить за тем, что при движении задним ходом машина не заденет другие автомобили или прочие препятствия. Кроме того, Ваш помощник может подать жест приближающимся автомобилям и они не будут препятствовать завершению маневра.
Однако имейте в виду, что обращение к помощи других лиц не освобождает водителя от обязанности не создавать помех иным транспортным средствам.
Итоги
Совет таксистам — воздержитесь от поездок по выделенной полосе!
Хотя в результате этого противостояния может возникнуть и реальный итог признания такси как общественного транспорта и тогда преференции для такси станут уже не призрачными, а реальными. Сделали проезд по выделенным полосам для такси, значит для всех такси, а не только для "жёлтых". Есть еще соглашение с Московской областью, машины которой работают в Москве и тогда они тоже могут ездить по выделенным полосам — они тоже такси! А то качели получаются только желтые, но не зеленые. Пусть бы уже написали можно или нет.
Если стоянки такси, то массово в крупных пересадочных узлах с большим пассажиропотоком.
Так будут штрафовать таксистов или нет? Если такой штраф придет на водителя, прошу сразу же сообщить в ТАКСИ-ФОРУМ, будем организованно действовать!
P.S И еще интересно, а как же теперь будет поживать опция Яндекс.Такси "жёлтые номера"?